Интервью Губернатора монастырщинской районной газете
Алексей Островский дал интервью главному редактору газеты «Наша жизнь» Владимиру Шупилкину.
- Алексей Владимирович, во-первых, хочу выразить Вам признательность от себя лично, от своих коллег и читателей за внимание к районной прессе. За 82-ой год существования нашей районной газеты это первое интервью с высшим должностным лицом области, которое появится на её страницах.
- Вот что я хотел бы сказать в ответ на Ваши слова благодарности в мой адрес. Я искренне хочу быть максимально ближе к людям, жителям области. Этим и объясняется моё желание как можно больше общаться именно с районной прессой, потому что через вас мне легче всего донести до людей свою позицию.
- Существуют довольно полярные точки зрения по вопросу: «Быть ли районной прессе? Нужна ли она, или это лишняя обуза для бюджета?» Какова Ваша точка зрения?
- То, что районная пресса нужна, а, может быть, нужна и своя пресса в крупных поселениях, это даже не нужно обсуждать. Я горячий сторонник того, чтобы люди имели максимальную возможность получения информации. А людей на местном уровне в первую очередь интересует решение их конкретных проблем. Жителей Монастырщинского района, безусловно, интересуют события на Украине, в чьей юрисдикции будет Крым – Украины или России, чем закончится война в Сирии, но все-таки зачастую это для них второстепенно и третьестепенно по сравнению с их текущими проблемами… Для них более важно, что творится у них в поселении, в районном центре, в районе в целом и в области.
- Совсем недавно Вы посетили с рабочим визитом наш район. Какова Ваша оценка деятельности местных властей?
- Насколько я знаю, Монастырщине в этом плане не слишком повезло. Я могу констатировать это, так как вот уже десять лет как я неразрывно связал свою жизнь со Смоленской землёй, работая здесь как депутат Государственной Думы, а сейчас уже почти два года и как губернатор. Сначала был один преступный элемент у власти в районе, потом другой преступный элемент. Так быть не должно. Могу заверить, что пока я губернатор, людей с криминальным прошлым к власти в районах не допущу. Вот только лишь сейчас и жители района, и я как руководитель области связываем определённые ожидания с властью на Монастырщинской земле. Я верю в то, что эта власть не подведёт и оправдает ожидания людей и мои ожидания. Я вижу, что и Титов Виктор Борисович, и Голуб Александр Владимирович хотят изменений к лучшему. Другой вопрос, что они связаны по рукам и ногам и законодательством, и скудным бюджетом, и тем, что им досталось в наследство. А люди всегда ждут от нового руководителя сиюминутных перемен.
Как в районах, так и в области многие люди считают, что областная администрация почти за два года работы глобально ничего не изменила, а люди верили, что как только меня назначили губернатором, через месяц, ну, максимум, через год всё поменяется кардинальным образом. Люди верят в то, что случится чудо. Но чудес, к сожалению, в реальной экономической жизни не бывает.
К примеру, с момента руководства Смоленской областью Иваном Ефимовичем Клименко прошло уже более двадцати пяти лет. За это время, притом, что, безусловно, предшествующие администрации в том или ином объёме работали, серьёзно никто не занимался привлечением инвесторов (а были администрации, которые и отталкивали инвесторов, создавая им невыносимые условия вхождения в область, обозначая, порой, какие-либо личные условия), никто серьёзно не занимался сельским хозяйством (а была администрация, при которой бытовало мнение, что сельское хозяйство в области бесперспективно, и пусть всё зарастает лесами, а москвичи сюда будут ездить за деньги охотиться), промышленность разваливалась. Естественно, я не смог всего за два года всё кардинально изменить. Это невозможно даже за один период полномочий. Вот так же и в районах.
Как мне сказал один высокий руководитель при моём назначении, «Алексей Владимирович, если вы будете там хорошо работать, то будете работать долго, потому что мы понимаем, что ситуация в области настолько запущена, что за один период полномочий её не изменить». После моего назначения законодательство изменилось, и сейчас введены прямые всенародные выборы губернаторов. Поэтому, сколько лет я проработаю в области, на прямых выборах будут определять жители области прямым голосованием. Я, как Вы знаете, только за прямые всенародные выборы губернаторов, и неоднократно об этом говорил ещё до принятия этого федерального закона. Я не боюсь выборов. Мне есть, что сказать людям, есть, что сказать о том, что я уже сделал и что я сделаю.
- Алексей Владимирович, каковы Ваши критерии оценки эффективности деятельности власти на районном уровне? Ведь зачастую большИе полномочия, на неё возложенные, практически ничем не подкрепляются финансово. В нашем муниципальном образовании, например, дотационность бюджета составляет 87 процентов.
- Первое – это открытое общение власти с людьми. Это, конечно, не приносит людям очевидных позитивных результатов, которые можно потрогать руками, но, тем не менее, для людей это крайне важно. Я сам много общаюсь с людьми, президент требует, чтобы власти всех уровней напрямую общались с людьми. Поэтому я считаю, что и Титов, и Голуб, если они не могут решить те или иные проблемы, должны проводить сходы, просто вести приём населения и отвечать на самые неудобные вопросы и рассказывать людям, почему они что-то в состоянии сделать, а что-то не в состоянии. Поэтому главным критерием оценки деятельности власти я считаю диалог с жителями района.
Второе - поиск и привлечение инвесторов. Многие главы районов сидят, ничего не делая, и ждут, что им Островский вместе с областной администрацией приведет инвесторов. И где-то они правы. Действительно, это зона ответственности и полномочий, в большей степени, областных властей. Но местные власти для этого должны создать возможности и условия. А когда местные власти в большинстве районов не знают, что у них с земельным фондом происходит, а хотят, чтобы администрация области им привела инвестора, мы им говорим: «Вы сначала разберитесь со своим земельным фондом, чтобы было понятно, куда можно приводить инвестора и с каким целевым назначением»… Буквально сегодня я был с рабочей поездкой в одном из районов области, и там глава - молодец. Он в своём выступлении всё четко разложил по полочкам. Я увидел, что у него есть полное понимание по земельному фонду, куда и каких инвесторов можно привлекать. Власти должны чётко понимать, чем они управляют. Не просто знать количество жителей, количество поселений, а знать и понимать более глубокие вещи.
Третий критерий - максимально возможное участие властей во всех программах. Простой пример: 8 января, в первый в стране рабочий день после Рождественских каникул, я проводил совещание по переселению граждан из аварийного жилья в Ярцевском районе, и с колоссальным раздражением и недовольством констатировал, что у нас в этой программе участвовали всего лишь девять муниципальных районов области. Остальные даже палец о палец не ударили, чтобы подать документы, чтобы подготовиться, принять какие-то решения на местном уровне. Просто сидят и ничего не делают. Таким я ставлю отрицательную оценку.
- Алексей Владимирович, при Вашем руководстве областью, кажется, ушло в прошлое противостояние элит, работать стало спокойнее. На районном уровне у нас, вроде бы, всё тоже «устаканилось», однако, как и везде, всегда находятся люди, которым все видится в черном цвете, которым всё равно, какой ценой заполучить вожделенную власть. Самый короткий путь, конечно, очернить действующую. Так и Ваши оппоненты порой критикуют Вас только ради критики, по принципу: вода камень точит. Ваша оценка этому явлению? Как, всё-таки, этому лучше всего противостоять?
- Владимир Николаевич, я благодарен, что вы дали такую оценку моему управлению регионом. Действительно, я не могу сейчас назвать районы, за исключением одного-двух муниципальных образований, где складывается критическая ситуация с противостоянием так называемых элит, с противостоянием властей и жителей района. В большинстве удалось стабилизировать ситуацию, особенно в городе Смоленске, а также в вашем, я бы сказал, многострадальном районе.
Второе. Не хотелось бы руководствоваться известной поговоркой, но я с неё начну: «Собака лает, а караван идёт!» Единственный ответ на оголтелую критику, на популизм, на демагогию, зачастую, на оскорбления, на хамство – это системная и ежедневная работа, которую будут видеть и чувствовать люди. Работать, и работать честно – это главное. Моим оппонентам (а их единицы в области, и стали они оппонентами только потому, что я отодвинул их от кормушки и не дал сбыться их личным амбициозным и ничем не подтверждённым надеждам и планам) нечего поставить мне в вину, и я горжусь этим. У меня нет коррупции, нет казнокрадства. Об этом мне постоянно докладывают руководители силовых структур региона, и всерьёз и в шутку высказываются по этому поводу высокие их руководители в Москве, в министерствах и ведомствах, что они таким образом «подводят статистику». Мы отвечаем: «Что ж мы можем сделать, если не ворует губернатор и его окружение?». У нас нет незаконного бизнеса, ничего нет такого, что можно было бы действительно предъявить как серьёзный укор. Серьёзный укор один – растёт долг региона. Но это укор не мне, а прежним администрациям и укор тому положению экономики, которая сложилась в области и в целом по стране.
Кто-то из моих недоброжелателей вспоминает в качестве критики какие-то мелочи, а существенного ничего мне предъявить не могут. И я горжусь этим. Если взять различные скандальные федеральные интернет-ресурсы и сайты, то там про моих коллег, про губернаторов из различных регионов России, полно серьезной обоснованной критики с конкретными фактами, с конкретными цифрами и примерами. У нас этого нет. Просто нужно работать и быть честным перед собой, перед своими детьми и перед Господом Богом. Все мы ходим под Богом, поэтому вся клевета пусть останется на совести тех, кто её распространяет.
- Интересно узнать ваше отношение к критике. Игнорируете, обижаетесь или наказываете?
- Я очень хочу слышать критику, благодарен за критику, считаю, что те, кто критикует, они и есть самые настоящие друзья. Ведь только друг скажет правду. Поэтому никого не наказываю, никого не обвиняю, ни в коем случае не обижаюсь. Но я за критику, которая подтверждена обоснованными аргументами, фактами и предложениями, как изменить ситуацию и как исправить допущенные ошибки. А когда льют грязь, зачастую руководствуясь корыстными соображениями, по принципу: «Мы не согласны, потому что мы не согласны! Мы в оппозиции, потому что мы в оппозиции!» - это не критика, это популизм и демагогия! Критика мне нужна, но с выводами и реальными предложениями, - как исправить то, что, может быть, я сделал неправильно.
- Алексей Владимирович о Вас говорят как об уравновешенном руководителе, но хотелось бы поподробнее, какие методы Вы используете в управлении? Вы можете простить подчиненному, да просто человеку, слабости или ошибки? Есть ли проступок, который Вы не простите никогда?
- Точно могу сказать, чего я никогда не прощу. Я никогда не прощу предательства.
Могу простить ошибку и прощаю ошибки, потому что все мы ошибаемся, и я, в том числе. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но если однотипных ошибок уже десять, и человек не меняется и не делает выводов, тогда я прощаюсь с этим человеком, но мягко прощаюсь – он никогда моим врагом не будет (с моей стороны), с его стороны он, наверное, обидится и будет тихо меня ненавидеть.
Я Вам больше скажу, и это мне, с одной стороны, печально осознавать, с другой стороны, радостно. Я уверен на сто процентов, что в здании на площади Ленина, дом 1, в котором находится мой рабочий кабинет, равно как и во многих администрациях районов, многие меня не любят, а кто-то и ненавидят. Объясню почему. Потому что здесь было тихое болото (на площади Ленина, дом 1), как было болото и в большинстве районных администраций. Когда пришёл достаточно молодой губернатор (я о себе говорю), который ставит перед собой амбициозные цели, который хочет чего-то добиваться, который хочет изменить ситуацию в области и не хочет терпеть этот застой, когда работаю я как мотор и заставляю всех, кто вокруг меня, также работать, а они привыкли к другому, конечно, они меня, мягко говоря, не очень любят. Потому что годами сидели себе комфортно, к девяти приходили – в шесть уходили, получали зарплату и всё…
Это всё, кстати, осталось мне в наследство. Люди думают, что я пришёл и поменял весь чиновничий аппарат. Нет, конечно. 99 процентов людей здесь работали до меня и продолжают работать. Я поменял единицы: заместителей губернатора, и то не всех, начальников департаментов, а остальные рядовые сотрудники работали ещё и при Антуфьеве, и при Маслове, и при Прохорове, а может, и ещё ранее.
Поэтому болото пришлось порядочно взбаламутить, в хорошем смысле этого слова, и недовольных, конечно, больше, чем довольных. Даже те, которые получили должности при мне, и то недовольны. Когда они получали эти должности, они думали, что я такой же, как и мои предшественники, что они получают хорошие должности, хорошие кабинеты, но то, что придётся работать как Островский: приходить к восьми и, зачастую, уходить в 10-11 вечера, и по выходным работать, они не думали. Поэтому и они не все довольны.
- Наверное, каждый политик ассоциирует себя, пусть и неявно, с каким-то историческим деятелем прошлого: для кого-то это Столыпин, для кого-то де Голль, кто-то ищет советов в «Истории государства Российского» Карамзина. Есть ли государственный деятель в российской или мировой истории, сравнение с которым Вам бы польстило?
- Никогда не нужно забывать заповедь: «Не сотвори себе кумира!» У меня нет кумира. Я считаю, что иметь кумира – это крайне вредно. Первое, можно ошибиться в том, кого ты определил для себя кумиром, пойти по его пути и наделать таких же ошибок, которые совершил он. Второе, если и брать пример с каких-то исторических и государственных деятелей, политиков, то у одного можно взять одно, у другого – другое. Поэтому, по-моему, что-то можно было бы взять для себя из опыта Петра Аркадьевича Столыпина, что-то у Петра I, что-то из опыта Иосифа Виссарионовича Сталина, Юрия Владимировича Андропова, Владимира Владимировича Путина и ещё многих руководителей российского, советского периода и зарубежных государственных деятелей. У многих можно чему-то научиться и взять для себя за основу.
- В ходе Вашей рабочей поездки в район было обозначено достаточно много направлений, по которым область окажет поддержку и содействие муниципальному образованию: дороги, социальная сфера, ЖКХ. Хотелось бы заострить вопрос ещё на одной проблеме, которую многим районам самостоятельно не решить. Это внутрирайонные автоперевозки. Не буду касаться всех аспектов данной проблемы, Вы их прекрасно знаете.
Выход из сложившейся ситуации видится в пополнении автопарка микроавтобусами типа Газель меньшей вместимости и, соответственно, с меньшим объемом расхода топлива, что позволит уменьшить себестоимость внутрирайонных перевозок, убыточность и дотационность автопредприятий. Может ли область каким-то образом помочь нам?
- В настоящий момент и на федеральном, и на областном уровнях отсутствуют какие-либо программы, по которым можно было бы заниматься закупкой автотехники различного назначения для нужд муниципальных образований. При этом по Монастырщинскому району мною было принято решение поддержать инициативу ваших районных руководителей и дать поручение по закупке коммунальной техники. Эту технику мы приобретём, и она в районе будет. Это поможет местным властям решать те задачи, которые лежат на их плечах. У них нет денег, чтобы эти задачи реализовывать, не имея техники. В этом вопросе мы поможем.
А что касается автопарка, то нужно этим заниматься в рамках лизинга районной администрации совместно с областью. Местные власти должны выходить на профильных чиновников администрации области и вместе в диалоге решать эти проблемы.
К сожалению, сейчас в регионе не тот бюджет и не та экономика, чтобы сразу можно было бы удовлетворить все потребности. Может быть, через год закупим и автобусы, если будет такая финансовая возможность.
- Алексей Владимирович, наше интервью проходит в канун женского праздника. Ваши пожелания женщинам района?
- Женщинам района желаю того, что желают всегда и всем женщинам - чтобы мужчины помнили о том, что они мужчины, и о том, что рядом с ними женщины ни один день в году, а максимально много, по возможности, все 365 дней.
Все мы люди, бывает и ссоримся, и скандалим, понимаем, что невозможно носить женщину на руках все 365 дней в году, но к этому надо максимально стремиться каждому мужчине.
Желаю женщинам, чтобы их мужья имели рабочие места, получали достойную зарплату, тогда они не будут нервничать, не будут ругаться дома с жёнами, не будут злоупотреблять алкоголем.
Желаю женщинам, чтобы к той красоте, которую им дал Господь Бог и родители, государство бы дало им хорошую зарплату, на которую они смогут купить всё то, что сделает их еще краше для нас, мужчин.
Ну, и, конечно же, здоровья и улыбок!
По информации Пресс службы Администрации Смоленской области